Накануне Единого дня фольклора Республиканским Домом народного творчества и культурно-массовых мероприятий Ингушетии совместно с коллегами из Дома культуры сельского поселения Троицкое был осуществлен замечательный творческий проект - фольклорный час «Поэзия ингушского костюма». Мероприятие было посвящено сохранению и популяризации культурного наследия ингушского народа.
«Ингушский национальный костюм - это уникальное явление, в котором нашли отражение все грани народной культуры. В нём воплотились этические и эстетические идеалы народа, его духовный мир, мысли и чувства. Каждая деталь костюма несёт в себе глубокий смысл и историческую ценность. Проект «Поэзия народного костюма» стал важным шагом в сохранении и развитии традиционной культуры Ингушетии. Он позволил не только познакомить участников с особенностями национального костюма, но и привлечь внимание к необходимости бережного отношения к культурному наследию. Ведь именно так формируется наша культурная идентичность и укрепляется связь между поколениями. Сохранить уникальные традиции и передать их будущим поколениям – наша общая задача, которая сегодня очень актуальна в современном мире, где культурное наследие нуждается в особой защите и поддержке», – поделилась с Общенациональной газетой «Сердало» заместитель директора РДНТ Марем Котиева.
Культурное наследие ингушского народа представляет собой бесценное достояние, требующее бережного отношения и активного продвижения среди молодежи. Фольклорный час предоставил участникам возможность погрузиться в атмосферу национального колорита. Гости смогли не только узнать об особенностях традиционной культуры ингушей, но и прочувствовать её глубину и значимость. Каждый присутствующий открыл для себя новые грани богатого культурного наследия.
Ярким событием дня стало выступление общественного деятеля и литератора Хасана Балаева. Он не только поделился своими знаниями о традиционной одежде ингушей, но и представил их в поэтической форме, что придало его рассказу особую эмоциональную окраску.
Символичным стало появление Хасана Балаева в традиционной черкеске - главном элементе ингушского мужского национального костюма. Так поэт напомнил о том, что национальная одежда ингушей, являющаяся воплощением многовековых традиций, не должна предаваться забвению и в наши дни. Каждому из нас важно сохранять связь с культурными корнями и передавать знания о них следующим поколениям.
В национальном костюме предстала и автор этого творческого проекта, художественный руководитель РДНТ Асет Абдурзакова. В своем обращении к собравшимся она подчеркнула, что знакомство с богатством традиционной ингушской культуры не только способствует формированию уважительного отношения к национальным традициям, но и поддерживает живой интерес к богатой истории своего народа со стороны подрастающего поколения.
Асет Абдурзакова также отметила, что национальный костюм - это не просто элемент гардероба, а носитель глубоких смыслов и символов, отражающий многовековой опыт народа, его мировоззрение и эстетические идеалы. Именно поэтому таким важным представляется активное переосмысление культурного наследия в современном контексте.
По мнению директора Троицкого Дома культуры Сони Мерешковой, имеющей за плечами огромный опыт работы в культурной сфере, традиционные ценности всегда находят отклик в сердцах молодежи, становясь основой для формирования национального самосознания и укрепления духовных связей между поколениями. Свою задачу в роли руководителя культурно-досугового учреждения она видит в эффективном сочетании образовательных и культурных задач, делающем процесс познания традиционной культуры увлекательным и запоминающимся.
Главным действующим лицом фольклорного часа стала талантливый мастер декоративно-прикладного искусства, дизайнер и модельер Мадина Имагожева. Она представила собравшимся свою замечательную коллекцию «Детский национальный костюм», на создание которой ее подвигла заместитель директора РДНТ Марем Котиева.
Любовь к национальному костюму стала движущей силой для Мадины Имагожевой, а предложение Марем Котиевой о создании коллекции детских национальных костюмов оказалось именно тем творческим вызовом, который смог зажечь в ней новый огонь вдохновения.
Творческий процесс захватил дизайнера с головой. Отложив все текущие проекты, она погрузилась в работу над новой коллекцией. Каждая деталь, каждый элемент костюмов был продуман с особой тщательностью и любовью к традициям. Поэтому презентация коллекции стала настоящим праздником. Зрители смогли увидеть, как традиционные мотивы и узоры органично вписались в аутентичные детские наряды, сохранив свой неповторимый колорит.
Планы на будущее у Мадины Имагожевой амбициозные. Она не собирается останавливаться на достигнутом и уже работает над новыми идеями для продолжения нынешней коллекции. По её словам, впереди жителей Ингушетии ждёт ещё немало сюрпризов и интересных решений в области национального детского костюма.
Культурное сообщество высоко оценило работу дизайнера, отметив её умение сочетать традиционные элементы с современными тенденциями моды. Успех презентации стал ещё одним доказательством того, что национальный костюм может быть не только частью исторического наследия, но и актуальным элементом современной моды.
На творческую стезю Мадина Имагожева ступила ещё в раннем детстве. Её разносторонние интересы охватывали различные виды искусства: от вязания и вышивания до музыки и хореографии. Учёба в детской музыкальной и художественной школе стала для нее первым шагом на пути к профессиональному мастерству.
Всесторонние способности Мадины проявились в её увлечении театральным, музыкальным и хореографическим искусством. Её исключительное трудолюбие, работоспособность и талант в области декоративно-прикладного искусства вызывают сегодня искреннее восхищение у коллег и поклонников её творчества.
Постоянный творческий поиск является неотъемлемой частью работы мастера. Мадина Имагожева каждодневно находится в поиске новых идей и решений. Её главная цель - не только сохранить, но и популяризировать культурное наследие ингушского народа, знакомить с ним людей, проживающих за пределами родной республики.
Творческая копилка мастера включает в себя множество уникальных работ. К примеру, заслуживает внимания эскиз Грозненской мечети, выполненный ею из спичек, который сегодня является частью экспозиции музея города Грозного. В её коллекции также представлены театральные куклы для спектаклей Театра юного зрителя Ингушетии, изысканные работы по вышивке и бисероплетению.
Важной частью деятельности Мадины Имагожевой является работа с подрастающим поколением. Она активно стремится передать свой богатый опыт и знания молодым талантам, вдохновляя их на развитие и сохранение традиционных ремёсел.
В ходе фольклорного часа мастер превратила сцену Троицкого Дома культуры в настоящий подиум, на котором прошло красочное дефиле. Юные модели, облаченные в национальные наряды, прониклись атмосферой события и с достоинством выполнили свою миссию.
«Когда Марем Котиева предложила мне поработать над созданием детских национальных костюмов, я так загорелась этой идеей, что сразу же занялась ее реализацией. То, что вы увидели сегодня, это только начало. Я надеюсь продолжить свою работу в этом направлении и обещаю в следующий раз снова удивить всех», – заявила модельер-дизайнер по завершении дефиле.
Особое место в коллекции женских костюмов, представленной Мадиной Имагожевой, занял наряд с курхарсом - традиционным головным убором ингушских девушек. Этот костюм привлек к себе внимание своей изысканностью и исторической ценностью.
Курхарс являлся неотъемлемым элементом парадной одежды ингушских девушек в стародавние времена. Этот головной убор представлял собой высокий колпак особой формы. Его характерной чертой был изогнутый вперёд и раздвоенный «хохолок», придающий убору неповторимый облик.
Традиционно курхарс изготавливался из благородных материалов - красного сукна или войлока. Выбор этих материалов подчёркивал статусность наряда и его особое значение в национальной культуре. Каждая деталь этого головного убора создавалась с особым вниманием к традициям и канонам.
Большую ценность курхарс представляет как уникальный этнографический признак. По мнению исследователей, он был распространён исключительно в Горной Ингушетии, что делает его важнейшим символом национальной идентичности ингушского народа.
Возрождение интереса к курхарсу и к другим элементам традиционного костюма, который мы наблюдаем в наши дни, способствует сохранению культурного наследия ингушей и демонстрирует богатство национальной культуры, имеющей глубокие многовековые корни.
Фольклорный час стал подлинным праздником народного творчества. В нем приняли участие талантливые представители культурной сферы. Особого внимания заслуживает выступление юной вокалистки Иманы Хашиевой. Она является воспитанницей вокального кружка Троицкого Дома культуры, где её наставницей выступает знаток своего дела Фатима Плиева. Под её чутким руководством Имана уже не первый год совершенствует своё мастерство и раскрывает творческий потенциал.
В роли концертмейстеров выступили Дана Гудантова и Марем Тамасханова, чей профессионализм и чувство стиля создали неповторимую музыкальную часть праздника. Ведущая мероприятия Рита Мерешкова сумела создать тёплую, душевную атмосферу встречи. Её умение находить общий язык со зрителями и артистами также сделало фольклорный час запоминающимся событием. На высоте оказалось и техническое обеспечение мероприятия, благодаря профессионализму Исы Дзейтова, отвечавшего за звуковое сопровождение фольклорного часа.
Украшением мероприятия стал образцовый детский хореографический ансамбль «Сийг» под руководством Магомеда Имагожева. Этот танцевальный коллектив является признанным хранителем ингушских традиций. В его танцевальных номерах гармонично переплелись традиции ингушского народа и современное хореографическое искусство.
Магомед Имагожев, молодой, но уже получивший признание специалист в области хореографии, сумел создать уникальную творческую атмосферу в коллективе. Под его руководством юные танцоры не просто осваивают технику исполнения, но и изучают культурное наследие своего народа, постигают все тонкости национального танца.
Каждое выступление ансамбля «Сийг» - это настоящее путешествие в мир ингушской культуры. Воспитанники коллектива и на этот раз представили хореографические композиции, в которых нашли отражение истоки и современность народного искусства. Плавные движения, характерные для женских партий, и энергичные, динамичные композиции в исполнении юношей создали неповторимую атмосферу праздника. Особое внимание в постановках этого ансамбля уделяется аутентичности национальных костюмов, что стало живым продолжением главного замысла нынешнего фольклорного часа.
Следует отметить, что ансамбль «Сийг» не просто сохраняет традиции ингушского танца, но и развивает их, находя новые формы выражения. Благодаря талантливому руководству и самоотверженной работе юных артистов, коллектив давно стал узнаваемым не только в Ингушетии, но и далеко за пределами республики. Это с удовольствием подчеркнул и принимавший участие в мероприятии представитель администрации сельского поселения Троицкое Руслан Калиматов.
Фольклорный час напомнил о том, что ингушский костюм - это не какая-то застывшая форма, а постоянно развивающийся феномен, который остается верен традициям древности. В нём поэзия народного творчества сливается с практичностью повседневной жизни, создавая неповторимый образ. Являясь живым воплощением народной мудрости, национальный костюм продолжает вдохновлять художников, модельеров и исследователей, сохраняя связь времён и поколений.