В Заларинском, Баяндаевском и в Нижнеудинском (Тофаларии) районах региона работали две команды учёных и экспертов из Санкт-Петербурга и Перми. Их сопровождали специалисты из Иркутска и посёлка Усть-Ордынского, а также две московские съёмочные группы.
В 2025 году Иркутская область вошла в программу федерального исследовательского проекта «Фольклорно-этнографические экспедиции по выявлению объектов НЭД». Организатор экспедиций в Приангарье: Государственный Российский Дом народного творчества имени В.Д. Поленова, Иркутский областной Дом народного творчества и региональное министерство культуры при поддержке Министерства культуры РФ. Проект реализуется в рамках выполнения ФЗ № 402 «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации» и Концепции сохранения и развития нематериального этнокультурного достояния России до 2030 года, утверждённой Правительством РФ в 2024 году.
Участники всероссийской экспедиции в Иркутской области провели по несколько дней в отдалённых территориях. Они общались с хранителями культуры голендров, бурятских и тофаларских обычаев, фиксировали уникальные традиции, технологии и верования этих народов. В Заларинском и Баяндаевском районах работали старшие научные сотрудники отдела этнологии и антропологии Пермского федерального исследовательского центра УрО РАН, кандидаты исторических наук Дмитрий Вайман и Михаил Каменских, а также члены регионального экспертного совета по оценке и отбору объектов нематериального этнокультурного достояния при министерстве культуры Иркутской области Виктория Банаева (преподаватель художественного отделения Усть-Ордынской ДШИ, кандидат исторических наук) и Людмила Герда (директор Иркутского областного Дома народного творчества). В составе экспедиции в Тофаларию – представители санкт-петербургской Кунсткамеры (Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН): кандидат социологических наук, заместитель директора по научной работе Владимир Давыдов и кандидат исторических наук, доктор (PhD) этнологии, старший научный сотрудник Центра Арктических исследований, Вероника Беляева-Сачук, их сопровождала член регионального экспертного совета по оценке и отбору объектов нематериального этнокультурного достояния при министерстве культуры Иркутской области, заведующая отделом фольклора и этнографии Иркутского областного Дома народного творчества Наталья Савиных.
«Люди, носители своей родной культуры, порой не понимают её ценности: они либо просто живут в этих традициях, либо, к сожалению, утрачивают их. Мы сейчас увидели, что некоторые элементы быта и досуга коренных народов, да что говорить – язык их предков! – забываются, уходят в небытие. Обычаи нужно поддерживать в обязательном порядке! Для детей, для современников, для потомков. – говорит Людмила Герда, директор Иркутского областного Дома народного творчества, член регионального экспертного совета по оценке и отбору ОНЭД при министерстве культуры Иркутской области. – Когда Российский Дом народного творчества, который исполняет эту миссию на уровне Федерации, объявил о старте всероссийской экспедиции, мы, конечно, отозвались, хотя на самом деле не совсем верили в то, что традиции нашего региона, где много переселенцев, столь уникальны. Нам нужны были специалисты, чтобы подтвердить это»
В деревне Люры Баяндаевского района эксперты зафиксировали технологию традиционной народной медицины «Лечение бараном». Пациента укладывают на лежанку из распаренной травы, на его тело в определенном порядке выкладывают внутренности барана (для мужчин) или овцы – для женщин, и кутают в одеяла. Так на бурятской земле лечили и до сих пор лечат травмы, лёгочные заболевания, болезни органов брюшной полости. В Заларинском районе экспедиция отправилась к жителям участка Пихтинский – голе́ндрам. Это группа переселенцев в Сибирь в н. ХХ века во времена Столыпинской реформы с территорий, сегодня относящихся к Белоруссии, Украине и Польше. «Мы определили круг тем, которые будут в центре фиксации объектов нематериального и культурного достояния. У голендров это свадьба и традиционная система питания. В данном случае, технология приготовления и бытования традиционной кухни, которую они принесли с собой в начале ХХ века из Волынской губернии: польский борщ, картофлянки, вареники, пирожки с горохом. Борщ – название самого супа и есть несколько видов борщей: бурачный (со свеклой), щавущечный (с щавелем) и польский (весильный (с мукой). Его подавали на праздник и свадьбу. Эти супы готовятся без капусты. Картофель и мясо подаются отдельно» – рассказал Дмитрий Вайман, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Пермского федерального исследовательского центра Уральского отделения Российской академии наук.
В Тофаларии жители посёлка Алыгджер (трудноступная территория Нижнеудинского района) познакомили гостей с фольклорным праздником «Аргамчы-Ыры» (арканные игры). Он входит в комплекс событий летнего родового съезда, сугла́на, местного тюркоязычного коренного малочисленного народа тофаларов. Здесь эксперты попробовали лепёшку, испечённую на песке по уникальному самобытному рецепту. Познакомились с обережной практикой, для которой предки использовали фигурные камешки с реки Кастарма. «Для нас было открытием, что в Кунсткамере в Санкт-Петербурге тоже есть эти камни, собранные в 1908 году Виктором Николаевичем Васильевым, – делится Владимир Давыдов, заместитель директора по научной работе Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (Кунсткамера). – Ещё для нас удивительно: даже в рамках одного населенного пункта люди имеют разные нюансы, рецептуры, то есть всё, что влияет на вкус пищи. И, наверное, важнейшим объектом во всем этом путешествии для меня стало тофаларское оленеводство. Именно ему нужно уделять сейчас большое внимание. Оно исчезает! Но ещё сохранились предметы и материального, и нематериального: то, с чем люди живут -- это слова, язык живой. Очень много уникальной оленеводческой лексики мы зафиксировали во время нашей экспедиции, свойственной только этой территории! Важно сохранить эту коммуникацию. И для самой тофаларской культуры важно найти, определить элементы: например, традиционные спортивные состязания, которые позволяли бы людям коммуницировать, находить что-то свое в этой культуре, сохранять, в том числе, различные местные слова и термины»
Традиционная культура тофов, уверены участники экспедиции, нуждается в особо пристальном внимании из-за угрозы утраты: «Я, например, о них вообще раньше не знал до момента, пока не приехал. Что есть такая народность в Сибири – тофалары, что есть такое прекрасное место – Тофалария, место, где они живут, бытуют. – рассказывает режиссёр Андрей Бумагин (г. Москва), – И, конечно, увидел я, в том числе, огромнейшее количество проблем, просто вот невероятное количество проблем, решив часть, даже половину которых, мы уже будем стоять на пути того, что их культуру будет возможно сохранить. Мы всегда в каждом нашем фильме говорим о проблемах, почему это может исчезнуть. По итогам этой поездки постараемся максимально точно и отразить всю глубину народного праздника, как объекта нематериального наследия: наполнить его смыслом, наполнить его национальной самоидентичностью быта тофалар. Чтобы, может быть, когда-то, через сколько-то десятков лет какой-нибудь заинтересованный школьник, нажмёт кнопку и увидит наш ролик»
Итогом поездок по Иркутской области станут несколько документальных фильмов. Все материалы экспедиций будут переданы для дальнейшего исследования и возможного включения в федеральный и региональный реестры объектов нематериального этнокультурного достояния.