История

       После освобождения Новгородской земли от фашистских захватчиков 5 июля 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была образована Новгородская область. Началась перестройка всех сфер жизни общества на мирный лад.
18 сентября 1944 года Исполнительный комитет областного Совета депутатов трудящихся рассмотрел вопрос «О сети театрально-зрелищных предприятий Новгородской области» и утверждил открытие драматического театра, джаз - ансамбля, концертно-эстрадного бюро, детской музыкальной школы, кукольного театра для детей и Областного Дома народного творчества. Первым директором Дома была назначена Н.Г.Дычко. Из-за отсутствия помещения в разрушенном Новгороде Дом был временно размещен в г.Боровичи. Основной задачей, которая стояла перед методистами ОДНТ в первые послевоенные годы, была поддержка развития самодеятельного художественного творчества, оказание методической и практической помощи культпросветработникам в налаживании культурной жизни.
       Удаленность Дома от областного центра и от большинства районов мешала оперативному решению многих вопросов, не позволяла часто, как хотелось бы, приезжать сельским культпросветработникам на консультации и стажировки. Но, несмотря на трудности, коллектив областного Дома народного творчества с большим старанием начал свою деятельность: провели месячные курсы баянистов, 10-дневный семинар художественных руководителей. Учеба велась по секциям: хоровая, театральная, музыкальная. Во время работы семинара прошел областной слет культпросвет работников. В качестве преподавателей на учебные занятия приглашались внештатные сотрудники ДНТ, специалисты из Ленинграда.
       В 1945 году были проведены: первые областные смотры – сельской художественной самодеятельности и художественной самодеятельности ремесленных училищ и ФЗО; выставка изобразительного искусства. Это стало возможным благодаря подвижнической работе методистов Дома, поддержанной любителями в селах и городах области.
С первых лет своего существования Дом занимался выявлением исполнителей народных песен, игры на гуслях, мастеров прикладного искусства. Уже в 1948 году он проводил очные и заочные консультации по устному народному творчеству. Началась запись и изучение песен-частушек для дальнейшего использования их в репертуаре коллективов художественной самодеятельности. На очередной областной выставке изобразительного искусства в Боровичах, кроме живописных работ художников-самоучек, впервые представлены работы по прикладному искусству: вышивке, вязанию, ремеслам.
В 1947 году Дом народного творчества представил итоги своей деятельности за три года в помещении областного театра драмы. Была развернута выставка о его работе в фотоснимках и диаграммах и размещено 43 работы художников-профессионалов и самоучек.
       Провели первый областной смотр сельских культурно-просветительных учреждений. Его цель – приведение в образцовый порядок сельских клубов, создание необходимых условий для проведения и развертывания политической и культурно-массовой работы. В 1949 году первые в послевоенном Новгороде открылась областная выставка самодеятельного изобразительного творчества. Здесь впервые «колхозник из Батецкого района Малышев», впоследствии широко известный самобытный художник, экспонировал свою работу «Автопротрет».
       В январе 1951 года ДНТ был переведен в Новгород. Он разместился на окраине города, арендуя у областной лесоторговой базы маленькое помещение на набережной реки Гзень. Надо было налаживать работу Дома на новом месте и с новыми кадрами. Не было специалистов- жанровиков. В Новгороде их было крайне мало, а пригласить на работу из других городов не представлялось возможным из-за отсутствия жилья. Не привлекала и низкая оплата труда.
       В 1952 году делаются первые шаги в исследовательской работе областного Дома народного творчества. Основное направление – изучение устного фольклора. В этой работе участвует с 1955 года научная экспедиция Ленинградского отделения Союза композиторов и Ленинградской консерватории имени Н.А.Римского – Корсакова. Идет запись наиболее ценных в художественном отношении старинных русских песен, бытующих на Новгородской земле, и песен, созданных в коллективах художественной самодеятельности. В этом же году новгородские умельцы были представлены на выставке народного творчества в залах Русского музея в Ленинграде (вышивка, резьба по дереву, женские головные уборы).
50-е годы отмечены активной учебно-методической деятельностью Дома, в течение года проводится 26-30 семинаров для руководителей художественной самодеятельности в Новгороде и районах. Более разнообразными становятся формы популяризации отдельных жанров народного творчества: Во второй половине 50-х годов становятся популярными масштабные формы культурных мероприятий. К концу 50-х годов сеть культурно-просветительных учреждений, разрушенных во время войны, была  восстановлена.
       Отличительной чертой 60-70-х годов было значительное укрепление материально-технической базы очагов культуры, особенно в сельской местности. Они заметно пополнились мебелью, музыкальными инструментами, техническими средствами, театральным реквизитом. Улучшился качественный состав кадров: стало больше клубных работников со средним специальным и общим средним образованием. Хотя текучесть их оставалась значительной. Сельские клубы на центральных усадьбах колхозов, в центрах сельских Советов переводятся в разряд сельских Домов культуры (что означало увеличение штатов). Начинается развитие сети передвижных клубов для обслуживания малых сел, деревень, в которых не было стационарных учреждений культуры. На базе лучших коллективов создаются народные театры, любительские музыкальные и хоровые коллективы с профессиональными руководителями; открываются детские музыкальные школы. Получает развитие кино-фотолюбительство. С 1960 года начинают проводиться фотовыставки. Сложившаяся в эти годы система организации смотров, конкурсов, фестивалей, выставок по разным жанрам любительского искусства сохраняется и в последующие годы: ежегодные марш-парады духовых оркестров и праздники джазовой музыки; фестивали хореографического, театрального, вокально-хорового и музыкального искусства; конкурсы тематических программ агитационно-художественных бригад, танцевальных площадок, дискотек.
       В 1966 году штат Дома состоял из пяти человек. Материальная база Дома улучшилась; появилась возможность проката костюмов и технических средств для самодеятельных коллективов. Коллективы области успешно выступают на всероссийских смотрах художественной самодеятельности. Созданный в 1965 году при Доме ансамбль гусляров (руководитель В.А.Суриков) стал лауреатом смотра 1965-67 гг. и выступал в Москве в заключительных концертах. Уделяется большое внимание учебе руководителей оркестров и ансамблей народных инструментов, духовых оркестров, хоровых коллективов (народных и академических), агитбригад. Проявляется забота о репертуаре для коллективов, приобретаются и издаются музыкальные произведения и сценарные материалы. В области начинается КВН-овское движение. В Домах культуры появились первые эстрадные ансамбли.
       В середине 70-х стала более совершенной структура Дома, созданы отделы – музыкальный, театральный, изобразительного искусства. Увеличение числа специалистов дало возможность более системно заниматься развитием разных жанров любительского искусства, в частности, изобразительного и декоративно-прикладного. Методист Н.А.Андреев планомерно объезжал районы области и выявлял талантливых художников и народных мастеров традиционных новгородских промыслов и ремесел. В каждом районе создавались филиалы клуба, руководителями которых на общественных началах становились опытные художники. Открылись первые картинные галереи в гг.Валдай и Окуловка. Создана областная секция самодеятельных композиторов. Вся репертуарно-методическая литература, хранившаяся в столах у методистов, была собрана в единый фонд, ставший впоследствии библиотекой для сельских работников культуры. И всё это делалось в крайне тяжелых условиях, при отсутствии достойного помещения, дефиците кадров.
       В 70-е годы ознаменованы ощутимыми результатами работы специалистов Дома в возрождении местного фольклора, традиции которого были во многом утрачены в годы коллективизации – раскулачивания - и войны. На рубеже 60-х – 70-х годов методист по фольклору А.П.Вадакария с диктофоном обошла многочисленные села области. В 1974 году на основе собранных ею материалов в соавторстве с А.А.Баниным и В.И.Жекулиной Дом выпустил первый сборник музыкального фольклора «Свадебные песни Новгородской области. Ее преемница – будущий директор Дома В.А.Огурова – продолжила эту работу. Она много ездила по области, оказывая помощь фольклорным коллективам. Под ее руководством молодые энтузиасты - Л.И.Манина, М.К.Бурьяк организуют экспедиции с участием педагогов музыкального и культурно-просветительного училищ; собранный материал систематизируется; проводятся областной фестиваль фольклорных коллективов «Старинная русская музыка», выставка изделий ткачих «Новгородский половик», в восемнадцати районах области – выставки мастеров декоративно-прикладного искусства.
       С 1977 года в Новгороде и находящемся поблизости музее – заповеднике народного деревянного зодчества «Витославлицы» в первое воскресенье июня проводится, ставший ежегодным праздник фольклора и народных ремесел Новгородчины. Начиналось все с больших концертов фольклорных коллективов на летней эстраде Кремлевского парка.
К началу 80-х годов Дом народного творчества окреп и встал на ноги. Его коллектив приобрел много единомышленников, большой творческий актив. Был создан научно-методический совет из 13 секций по направлениям деятельности. Дом народного творчества стал пользоваться авторитетом, с ним считались, а работать в нем было престижно. Половина его методистов – выпускники Ленинградского института культуры им. Крупской, что значительно влияло на качество методической помощи сельским культпросвет учреждениям.
       В декабре 1979 года на базе ОДНТ и методкабинета был создан единый научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы (ОНМЦ). В последующие два десятилетия под руководством В.А.Огуровой, А.П.Королева, Л.В.Шестаковой в научно-методическом центре работало немало инициативных сотрудников.
Особое внимание уделялось отдельным типам клубных учреждений: районным Домам культуры, централизованным клубным системам, культурным комплексам, автоклубам. Выстраивалась система планирования их деятельности, обобщался и описывался опыт работы на страницах газет, в буклетах и информационных бюллетенях. Был проведен смотр-конкурс по организации обслуживания жителей села автоклубами; разрабатывались программы народных университетов; делались попытки внедрения более активных форм обучения: деловые игры, «круглые столы», научно-практические конференции на основе участия в просмотре показательных мероприятий и их обсуждений и т.д.
       Самое значительное место отводилось по-прежнему отводилось развитию любительского искусства, изучению традиционной народной культуры. Активно действует фольклорная секция. За два с половиной года (1981 – 1983гг.) проведено 17 экспедиций, по итогам которых были изданы интереснейшие фольклорные сборники «Новгородская круговина», «Я любила сердце тешить», «Наигрыши на гармони-хромке». Они востребованы и по сей день. Прошли районные праздники фольклора. Изменился праздник фольклора и ремесел в Витославлицах. Коллективы исполняли уже подлинные образцы новгородской традиционной музыкальной культуры; с 1984 года в нем появляется новая категория участников – пять мастеров демонстрировали владение приемами ткачества и плетения лаптей – традиционных новгородских ремесел.
В 1981 году принято постановление коллегии Управления культуры о проведении первого областного фестиваля «Новгородский фольклор». На областной конкурс кинолюбителей представляется интересный фильм народной киностудии Угловского РДК «Яблоновские мастерицы» (режиссер П.П.Ларионов) – поэтический киноочерк о сохранении фольклора и народных промыслов на Новгородчине.
       В 1986 году в Новгороде под эгидой ЮНЕСКО проходит международный симпозиум «Использование источников народных танцев и их сценическая обработка». Среди участников – видные зарубежные специалисты, фольклористы из 11 стран мира. В музее деревянного зодчества «Витославлицы» состоялся большой праздник фольклорного творчества. Коллективы из 12 союзных и автономных республик, краев и областей страны, восьми районов Новгородской области демонстрировали народные танцы, бытующие в их регионах. В этом же году в деревне Наволок Бронницкого сельского Совета (Новгородский район) открылся первый в области этнографический музей народных ремесел. Его работу на общественных началах возглавили энтузиасты – зав. клубом И.А.Орнатская и зав. библиотекой Т.Н.Боровикова.
В 1991 году научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы был реорганизован в областной Центр народного творчества (ОЦНТ).. Затем на основании нового законодательства о культуре он был преобразован в Государственное учреждение культуры «Областной центр народного творчества».

       К началу 90-х годов Новгородчина утверждается как один из центров успешного возрождения и пропаганды самобытных образцов народной культуры. Входит в систему проведение областных и районных фольклорных фестивалей, концертов этнографических коллективов; конкурсов по отдельным жанрам народного творчества: русскому танцу; гусельной традиции; мастеров народных промыслов – гончаров, керамистов, вечеров, посвященных пропаганде русской гармонике. С 1993 года в Витославлицах Центр начал организовывать зимние праздники народного календаря «Святки в Витославлицах» со всеми традиционными действами: христославлением, колядками, ряжеными, гаданиями, катанием с гор и на лошадях. Проходят областные праздники детского фольклора; игры и игрушки; выставки изделий и мастеров районных домов народного творчества «Традиционное мастерство и современность».
       90-е годы и начало нового века отмечены новыми успехами в изучении и восстановлении традиционной народной культуры, углубляются межрегиональные и международные связи. В рамках Дней славянской письменности и культуры в 1990году проходит в Новгороде Всероссийский фестиваль народной музыки «Садко» К этим дням была приурочена и Европейская конференция ИОФ «Культурное наследие и традиционная культура народов Европы в становлении общероссийского дома», в ней участвовали представители 18 стран мира.
       Фестиваль «Садко» стал традиционным и получил статус Международного. И наконец, впервые в Великом Новгороде в 1998 г. состоялся Всероссийский конкурс фольклорных ансамблей Домов и Центров народного творчества «Традиции». Начиная с этого времени, он проводится на Новгородской земле через каждые два года.
       При активном участии Центра народного творчества разрабатываются областные программы «Возрождение и сохранение традиционной культуры Новгородского края» (1991 – 96гг.) и «Программа сохранения, возрождения и развития традиционной народной культуры в области» (1997-2000гг.).
       Сотрудники Центра продолжают исследовательскую деятельность. Периодически проводятся экспедиции по сбору материалов об инструментальном народном творчестве, по поиску и записи исполнителей на гуслях, балалайке, роге, гармонике. Изучается творчество исполнителей на народных инструментах; идет сбор материалов по праздникам народного календаря; изучаются и осваиваются приемы и техники новгородского ткачества, плетения из бересты, корня, лыка. Изданная в 1994 году «Валдайская свадьба» (автор В.Жекулина, расшифровки песен М.Бурьяк, Л.Сафиулина) отмечена дипломом лауреата на первом Всероссийском смотре информационной деятельности в номинации «печатные издания».
       В 1992  году ОЦНТ получает и постепенно осваивает комплекс помещений, которые позволили воплотить новые смелые замыслы.
       К ранее созданным при ОЦНТ клубам добавляются новые клубы, объединения, творческие мастерские, творческие лаборатории, школы по разным жанрам любительского искусства и народной культуры. Много лет действует Клуб самодеятельных художников и мастеров ДПИ, члены которого неоднократно участвовали в международных выставках-ярмарках как в России, так и за рубежом. Начали работу областная Школа традиционной русской культуры, на занятиях которой слушатели знакомятся с народными праздниками и обрядами, ремеслами и играми, музыкальным фольклором как с общерусским, так и локальным; три мастерские по: ткачеству, бересте, пошиву народного костюма и вышивке. Открыта Школа ткачества. На базе творческой мастерской по ткачеству (руководитель Е.И.Осипова) проводится Всероссийский семинар «Новые формы работы с самодеятельными художниками и народными мастерами» (участвовали специалисты из 50 регионов России).
       В структуре Областного центра народного творчества появляется новое подразделение «Русская Горница» (1997г.). На его базе проходят первые фольклорные программы «Новгородские посиделки» для туристов и гостей города и ежемесячно праздники народного календаря для детей образовательных учреждений города. Совместно с Новгородским центром музыкальных древностей проведен первый областной семинар по традиционному исполнительству на новгородских гуслях. Центр участвует в разработке правовых документов для новых типов учреждений Домов ремесел, клубов-музеев, центров досуга.
       В области действует около 130 народных коллективов разных жанров.
       В ноябре 2000 года ОЦНТ в Новгородский областной Дом народного творчества. С начала его создания в нем работало и работает сейчас немало талантливых людей, внесших значительный вклад в развитие любительского искусства, изучение и возрождение народной культуры, совершенствование культурно-досуговой деятельности.







Государственный Российский Дом народного творчества имени В.Д. Поленова
Адрес: Москва 101000, Сверчков переулок, дом 8, стр. 3
Телефон: (495) 628-40-87
Электронная почта: grdnt@rusfolk.ru
Режим работы: Понедельник-Пятница
График работы: 9.00-18.00
Схема проезда:

Мы в социальных сетях:


ВКонтакте Facebook В Твиттере


© 2003-2019

о ГРДНТ Министерство культуры Российской Федерации