Первый заместитель директора ГРДНТ им. В.Д. Поленова Мери Вахтанговна Русанова приняла участие в парламентских слушаниях «Языковое многообразие Российской Федерации: состояние и перспективы»

Вернуться

31.10.2018

Первый заместитель директора ГРДНТ им. В.Д. Поленова Мери Вахтанговна Русанова приняла участие в парламентских слушаниях «Языковое многообразие Российской Федерации: состояние и перспективы»

Открывая слушания, Председатель Комитета по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов отметил, что в деле сохранения и развития языков народов России требуется комплексный подход. «Важны не только вопросы образования. Мы должны посмотреть, все ли мы делаем в области культуры, правильно ли работаем с родителями, как организована работа государственных и муниципальных учреждений. Это большая и важная работа», – заявил он.

По словам Председателя Комитета по образованию и науке Вячеслава Никонова, внимание к культурному многообразию нашей страны, многоязычию, мультиэтничности, поликонфессиональности всегда было сильной стороной нашего государства. При этом в сфере изучения и преподавания языков народов России накопилось множество проблем, решением которых займется созданный Фонд сохранения и изучения родных языков народов РФ.

«Ни в одной стране не создаются такие условия для изучения и преподавания языков, как в нашей. Но в этой сфере накопилось множество проблем, мы их увидели в полной мере в ходе работы над законопроектом об изучении родных языков», – заявил парламентарий.

Вячеслав Никонов напомнил, что депутаты, принимая законопроект об изучении родных языков в первом чтении, одновременно проголосовали за принятие развернутого постановления ГД, в котором, в числе прочего, содержалось предложение о создании Фонда. Он перечислил основные направления, «по которым надо принимать серьезные решения».

«Первое – это учебники и учебные пособия, существующие в большом количестве, написанные в инициативном порядке. Но если мы заглянем в федеральный перечень учебников, то обнаружим там учебники лишь по шести языкам», – отметил глава Комитета. Вторая большая проблема – это образовательные стандарты, примерные образовательные программы. «Если мы посмотрим, сколько программ утверждены министерством, то окажется, что всего по 13 языкам», — сказал Вячеслав Никонов. Следующий круг вопросов связан с подготовкой кадров — их не хватает, это всем известно. «И, наконец, должна быть полноценная научная филологическая база. И подготовка учебников, и подготовка стандартов и примерных образовательных программ, и подготовка кадров – для этого всего необходима, прежде всего, большая наука, которая в последнее время пребывала не в самом лучшем состоянии», — заявил парламентарий.

По словам Вячеслава Никонова, Фонд будет работать над вопросами, связанными с подготовкой учебников и пособий, примерных образовательных программ, кадров, поддержкой науки.

«Я считаю, что это важнейшее решение, и оно действительно должно помочь нам сдвинуть с места решение тех проблем, которые нас всех волнуют. Совместными усилиями мы можем сделать так, чтобы каждый язык нашей страны продолжал жить и развиваться. Чтобы развивалась национальная литература, языкознание, исследования в области лингвистики, фонетики и так далее. Все то, что необходимо для полноценного функционирования нашей страны с учетом того, что каждый из тех 170 языков, которые используются в нашей стране, является достоянием не только того народа, который на нем говорит, не только Российской Федерации, но и всей мировой цивилизации в целом», – заключил глава Комитета по образованию и науке.

Ильдар Гильмутдинов напомнил, что в постановлении ГД также говорится о необходимости разработки нового поколения ФГОС по изучению родных языков.

«Мы ждем от Министерства просвещения новое поколение учебных программ по родным языкам, в том числе по государственным языкам республик», – обратился Ильдар Гильмутдинов к представителям ведомства.
В том же постановлении говорится, что должна быть разработана концепция изучения родных языков. «У нас всего по семи языкам есть учебники. По остальным утвержденных и прошедших федеральную экспертизу учебников нет. Некоторые учебники годами не могут пройти экспертизу. Например, по удмуртскому языку. Нужно немедленно принять меры, чтобы сделать экспертизу и включить эти учебники в реестр», – отметил депутат.

Он выразил надежду, что Фонд поможет регионам решить все перечисленные проблемы, в первую очередь с учебниками.

Одним из основных направлений работы Фонда будет поддержка и сохранение языков коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, подчеркнул Ильдар Гильмутдинов. Также планируется развивать электронное обучение. «В рамках Фонда мы постараемся найти такой механизм. В ряде субъектов уже есть интересные программы и проекты, которые предлагают изучение родных языков посредством интернета. Мы должны этот вопрос проработать на примере национальных республик, в том числе Татарстана», – сказал глава Комитета по делам национальностей.

Отдельный вопрос – создание системы мотивации для учеников и родителей к изучению родных языков. «Это могут быть и дополнительные баллы в вузах, и поощрение учителей, чьи методики эффективны, и восстановление всероссийских олимпиад по родным языкам», — считает он.

Накануне Президент России Владимир Путин подписал Указ «О создании Фонда сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации». Документ принят «в целях создания условий для сохранения и изучения родных языков народов РФ, являющихся национальным достоянием и историко-культурным наследием Российского государства». Учредители Фонда — Министерство просвещения и Федеральное агентство по делам национальностей. В течение трех месяцев должен быть утвержден устав Фонда и состав его правления.

Государственная Дума








Государственный Российский Дом народного творчества имени В.Д. Поленова
Адрес: Москва 101000, Сверчков переулок, дом 8, стр. 3
Телефон: (495) 628-40-87, факс: (495) 624-25-53
Электронная почта: grdnt@rusfolk.ru
Режим работы: Понедельник-Пятница
График работы: 9.00-18.00
Схема проезда:

Мы в социальных сетях:


ВКонтакте Facebook В Твиттере


© 2003-2018

о ГРДНТ Министерство культуры Российской Федерации