В Москве успешно состоялась учебно-творческая лаборатория для руководителей народно-певческих коллективов

Вернуться

05.05.2017

В Москве успешно состоялась учебно-творческая лаборатория для руководителей народно-певческих коллективов


21 - 26 апреля, в соответствии с планом учебных мероприятий ГРДНТ им. В.Д. Поленова на 2017 год, в Москве была проведена Учебно-творческая лаборатория для руководителей народно-певческих коллективов на тему «Современные формы и методы освоения музыкального фольклора». Проект осуществлен совместно с Московским государственным музыкальным театром фольклора «Русская песня». В работе лаборатории приняли участие специалисты из разных регионов России, а также из Республики Сербия и ДНР.

Актуальная проблема для многих хормейстеров - владение методикой работы с детским фольклорным коллективом. Уже в день открытия лаборатории слушатели смогли познакомиться со спецификой освоения фольклорного материала детьми разного возраста, обсудить проблемы преемственности творческого опыта, окунуться в бесценный практикум по передаче исполнительских традиций. Часть занятий по этой теме провел заведующий отделом фольклора ГРДНТ, заслуженный артист РФ П.А. Сорокин, который поделился своим многолетним опытом работы с детским фольклорным ансамблем ВГТРК «Звонница». Обсуждались вопросы формирования репертуара, специфики освоения детьми народной празднично-обрядовой, игровой культуры. Были разучены редкие образцы волочебных песен и духовных стихов пасхального периода.

В этот же день состоялось знакомство с самым «молодым составом» творческого объединения МГМТФ «Русская песня» - детской фольклорной студией «Наследие» (музыкальный руководитель Н.А. Кривопуст). Посещение учебных занятий разных возрастных групп в значительной мере помогло компенсировать недостаток в обеспечении методической литературой и репертуарными изданиями специалистов из отдаленных регионов.

Исполнение народных песен - это целый комплекс выразительных средств. Это не только пение, но и хореография, элементы театрализации, музыкальное оформление и, конечно, народный костюм. Этой теме неизменно отводится достойное место на каждом семинаре, проводимом ГРДНТ. Содержательное лекционно-практическое занятие провел С.А. Глебушкин – известный коллекционер, член Союза художников России. Выставки с образцами из его собрания народного костюма регулярно проходят в разных городах страны и за рубежом. Значительное внимание С. Глебушкин уделил сравнению региональных вариантов старинных образцов, и на их основе рассказал о тонкостях создания сценического костюма. Как оказалось, для многих любительских коллективов — это большая проблема. Были показаны фото и видеоматериалы работ, которые заслуживают критики, и удачные работы, которые могут служить определенным ориентиром для руководителей хоров и ансамблей.

Рассмотрению разновидностей традиционных народных инструментов, демонстрации возможностей их практического использования была посвящена лекция-концерт Р.В. Ломова – мультинструменталиста, художественного руководителя ансамбля казачьей песни «Люди вольные». Этот известный музыкант практически владеет приемами игры на духовых, струнных, ударных инструментах разных регионов (жалейки, дудки, калюки, гусли звончатые, гармонь, пастушья барабанка и др.). Участники лаборатории смогли опробовать доступные инструменты, попеть и поплясать под их звучание.

Важным этапом работы лаборатории было коллективное посещение концертной интерактивной программы «Солнцеворот» в Московском государственном музыкальном театре фольклора «Русская песня». Ее представил и увлекательно развернул коллектив Театра народной музыки под руководством заслуженной артистки РФ Т.И. Смысловой. В его составе - артисты, бывшие участники фольклорного ансамбля Дмитрия Покровского. Зрители активно участвовали в народных играх и обрядах; заинтересованно слушали, сравнивали варианты песен разных регионов; познакомились с красочной коллекцией русских костюмов, созданной известным театральным художником Романом Ватолкиным. Не менее содержательным и полезным оказался мастер-класс Тамары Ивановны, посвященный региональной и жанровой специфике исполнения народной песни (место и особенности бытования, сила и характер звучания, использование природных резонаторов, исполнительские приемы и т.п.).

Наиболее значительный объем учебных занятий в программе лаборатории предусмотрен для практического освоения навыков пения в народной манере, работе над дыханием, использованию природных резонаторов и др. Работе с начинающими исполнителями было посвящено занятие Т.И. Савановой, известного хормейстера, профессора кафедры сольного народного пения МГИК, заслуженной артистки РФ. Она более 30 лет проработала в ансамбле «Русская песня», была солисткой и хормейстером первого состава. Татьяна Ивановна познакомила участников лаборатории с основными принципами хоровой аранжировки. Особый интерес слушателей вызвали индивидуальные консультации по постановке голоса. Были даны рекомендации по технике пения, использованию специфических исполнительских приемов, а также по созданию выразительного художественного образа песенного произведения.

Одно из главных событий творческой лаборатории – участие в Х Межрегиональном фольклорном фестивале «Пасхальный сувенир», посвященном 475-летию образования села Усть-Цильма. Он прошел в Постоянном представительстве Республики Коми при Президенте РФ. Активную роль в его организации приняли участники Московского представительства МОД «Русь Печорская» во главе с председателем Т.Д. Вокуевой. Участники лаборатории получили редкую возможность услышать в живом виде звучание размеренных, несколько суровых северных напевов в исполнении фольклорных коллективов из Твери, Москвы, Санкт-Петербурга, смогли погрузиться в жизнь небольшого заповедного уголка традиционной народной культуры, приняв участие в разучивании фрагментов знаменитого ежегодного гуляния «Усть-Цилемская горка».

В мероприятии участвовали уроженцы, представители Северного края. Поразил своим говором и исполнением старинных былин Илья Чуркин. В рамках программы были показаны старинный Усть-Цилемский и реконструированный по историческим материалам под руководством Елены Грудаковой костюм Тверского края ХII века. В рамках фестиваля прошли мастер-классы по прядению, вязанию и ткачеству поясов, а также лоскутному шитью. Участники смогли изучить приемы и получить практические рекомендации от народных мастеров и умельцев.

Большой интерес вызвало выступление Людмилы Туровской – поэта, прозаика, журналиста, члена Союза писателей России, члена Международного Союза славянских журналистов. Она представила отрывки из собственного перевода «Слова о полку Игореве». В ее прочтении интонации и речевые обороты памятника литературы Древней Руси прозвучали своеобразно и неожиданно по-новому.

В работе жюри «Пасхального фестиваля» приняли участие: С.К. Игнатьева – художественный руководитель Государственного академического Северного русского народного хора, профессор РАМ имени Гнесиных, заслуженная артистка РФ; П.А. Сорокин – заведующий отделом фольклора ГРДНТ им. В.Д. Поленова, профессор МГИК, заслуженный артист РФ, а также участники Учебно-творческой лаборатории: М.Г. Магазин – руководитель Хора соотечественников при Российском культурном центре в Белграде (Республика Сербия), Г.А. Насонова – преподаватель музыкально-педагогического колледжа, заслуженный работник культуры РФ (г. Санкт-Петербург).

Апогеем Учебно-творческой лаборатории стал мастер-класс художественного руководителя МГМТФ «Русская песня», народной артистки России Н.Г. Бабкиной. Творческую встречу она посвятила рассмотрению обобщающей и весьма важной темы «Традиционный фольклор в быту и на сцене». Надежда Георгиевна рассказала об истории ансамбля «Русская песня», о своем подходе к освоению фольклорного материала. С участниками лаборатории были разучены вокально-ансамблевые упражнения, которые должны помочь в решении целого ряда существующих технических и исполнительских проблем народно-певческих коллективов. В заключение встречи артистами ансамбля «Русская песня» были показаны фрагменты последних экспериментальных работ.

В последний день лаборатории нашлось время познакомиться с технической стороной творческого процесса, с работой певческого состава ансамбля «Русская песня» на сцене. Акустическую репетицию перед спектаклем провел главный хормейстер ансамбля «Русская песня» Д.В. Морозов.

Вечер заключительного дня был посвящен знакомству с самым последним достижением, экспериментальной работой всех коллективов объединения «Русская песня». Это музыкально-драматический спектакль «Бабий бунт в нашем колхозе» (по мотивам произведений советского писателя М.А. Шолохова), в котором были показаны развернутые музыкальные картины о жизни донских казаков во время становления Советской власти (режиссер Нина Чусова). В качестве актеров постановки интересно проявили себя участники ансамбля «Русская песня», балета «Живая планета», ансамбля танца «Русские сезоны» и группы «После 11».

В программе Учебно-творческой лаборатории была предусмотрена возможность для плодотворного общения участников, обсуждения профессиональных проблем, обмена творческим и педагогическим опытом. Сообщения специалистов из регионов сопровождались демонстрацией видео, фотоматериалов, разучиванием характерных местных песенно-танцевальных, игровых образцов.

Обсуждение проблем организации и развития любительского творчества показало, что в условиях экономического кризиса требуется более серьезная государственная поддержка в сфере переподготовки, повышения профессионального мастерства кадров, т.к. учреждения культуры и образования, направляющие на учебу своих сотрудников, не всегда имеют финансовые средства для оплаты необходимых расходов.

По итогам анкетирования, проведенного среди участников лаборатории, наиболее значительными проблемами в деятельности ряда любительских коллективов названы: методическое сопровождение и обеспечение соответствующим репертуаром, владение региональными певческими стилями, не укомплектованность учреждений культуры кадрами специалистов (хормейстерами-фольклористами, хореографами, аккомпаниаторами) и др.

По общему мнению, слушателей, проведение данного учебного мероприятия должно стать значительным стимулом для повышения профессионального уровня руководителей народно-певческих коллективов, совершенствования методики и поиска новых идей в области занятий народным пением в любительских объединениях, установления творческих и дружеских контактов между отечественными и зарубежными специалистами.

Отзывы участников учебно-творческой лаборатории:

Очень познавательные, эмоциональные и «живые» курсы. Прекрасные занятия, интересные диалоги, все профессионально и доступно. Благоприятная эмоциональная атмосфера с вовлечением в практическую деятельность. В подобном семинаре, с широким охватом тем, так необходимых каждому хормейстеру, ранее не приходилось участвовать. В голове что-то «перевернулось», многое захотелось изменить и добавить в свою работу.
Е.Ф. Чаховская (Нижегородская область)

Я в восторге от знакомства с удивительными мастерами своего дела, желающими вложить в нас столько интересных знаний и оптимизма. Великолепно, на высоком профессиональном уровне, с полной отдачей работали все приглашенные педагоги. Интересно и познавательно прошли практические занятия и творческие встречи. Все до единого мероприятия были необходимы и стали важной ступенькой моего профессионального образования. Благодарю руководителя лаборатории Петра Алексеевича Сорокина, специалиста по фольклору Л.Г. Рогачеву за профессионализм и внимательное отношение к нашим проблемам.
Наталья Глущенко (Брянская обл., г. Фокино)

Выражаю сердечную благодарность за проведение лаборатории на высоком профессиональном, разносторонне интересном и художественно ценном уровне. Все дни царила дружеская, доброжелательная обстановка, всем хотелось поделиться своими знаниями и практическим опытом. Увозим огромный багаж записей, репертуара, памятных впечатлений.
Надежда Нариевичус (Республика Коми, г. Сыктывкар)

Для меня особенно ценными стали занятия по манере звукоизвлечения в народных песнях, показу специфических приемов исполнения фольклорных образцов. Благодарность хочется выразить всем преподавателям. Просто в восхищении от творческой встречи с ансамблем «Русская песня» и Н.Г. Бабкиной.
Ирина Лунтовская (ДНР, г. Донецк)

Учебно-творческая лаборатория прошла на высоком организационном и творческом уровне. Тщательно продумана тематика занятий. Очень понравилась репетиция детской фольклорной студии «Наследие». Мастер-класс Надежды Георгиевны Бабкиной – высший пилотаж. Общение с ней, ее практические советы очень ценны для нас. Живое пособие по работе с участниками самодеятельного коллектива -занятия Татьяны Ивановны Савановой. Обязательно буду применять в своем коллективе вокальные распевки от Петра Алексеевича Сорокина. Огромное спасибо всем работникам Государственного Российского Дома народного творчества за возможность посетить эту учебу.
Ольга Хамитова (ДНР, г. Донецк)

Огромная благодарность организаторам за насыщенную, яркую и разнообразную программу! Все мероприятия на высочайшем уровне: мастер-классы, лекции, концерты, репетиции творческих коллективов. Такое многообразие впечатлений!.. Подобные мероприятия очень нужны для повышения профессионального уровня руководителей народно-певческих коллективов. Пусть таких семинаров, лабораторий будет больше!
О.В. Качаева (Оренбургская область)


Не указаноНе указаноНе указаноНе указаноНе указаноНе указаноНе указаноНе указаноНе указаноНе указаноНе указаноНе указаноНе указаноНе указаноНе указаноНе указаноНе указаноНе указаноНе указаноНе указаноНе указаноНе указаноНе указаноНе указаноНе указаноНе указаноНе указаноНе указаноНе указаноНе указаноНе указаноНе указаноНе указаноНе указаноНе указаноНе указано


Адрес: Москва 101000, Сверчков переулок, дом 8, стр. 3
Телефон: (495) 628-40-87, факс: (495) 624-25-53
Электронная почта: grdnt@rusfolk.ru

Мы в социальных сетях:


Центр культуры народов России Живые традиции народов России ВКонтакте В Твиттере

Государственный Российский Дом народного творчества
© 2003-2017

о ГРДНТ Министерство культуры Российской Федерации