Интервью с лауреатами Всероссийского фольклорного конкурса «Казачий круг» - фольклорным казачьим ансамблем «Карижа» Калужской области

Вернуться

10.09.2017

Интервью с лауреатами Всероссийского фольклорного конкурса «Казачий круг» - фольклорным казачьим ансамблем «Карижа» Калужской области

Интервью с лауреатом Всероссийского фольклорного конкурса «Казачий круг» - фольклорным казачьим ансамблем «Карижа» Калужской области
(Войсковое казачье общество «Центральное казачье войско»)

На вопросы отвечали: создатель и художественный руководитель ансамбля Владимир Александрович Завацкий, а также солисты - Дмитрий Завацкий, Алексей Рязанов, Владимир Воронин, Ильхам Ризванов, Евгений Васильев, Николай Кудряшов, Алла Гавлюковская и Александра Головко.

111
 
Как и когда появился Ваш ансамбль?

Название ансамбля произошло от названия села Карижа, которое исторически связано с битвой за город Малоярославец в 1812 году. Рядом с ним была ставка атамана М.И. Платова. А сейчас там стоит храм Покрова Пресвятой Богородицы. Четыре участника нашего коллектива 1996 году начали заниматься пением в составе мужского хора этой церкви.  Мы увлеклись изучением  знаменного распева и вот  уже 20 лет занимаемся древнерусским богослужебным пением. Казачьи песни, колядки на Рождество  мы пели просто для себя.

В 2008 году к нам приехал с концертом известный исполнитель казачьих песен, создатель московского ансамбля «Казачий круг» В.Н. Скунцев. И когда он пел, мы стали ему подпевать.  Владимир Николаевич сказал, что у нас уже готовый ансамбль, нам обязательно надо собираться и петь. Мы это восприняли как благословение старшего, более опытного в этой области человека. Начали собираться коллективом раз в неделю прямо на улице после службы. Сначала пели общеизвестные песни, такие, как «Когда мы были на войне», «Не для меня», а потом стали осваивать и более сложные композиции.

На сегодняшний день в ансамбле 9 человек. Четверо из них - педагоги Детской школы искусств г. Малоярославца, на базе которой проходят репетиции ансамбля. Некоторые участники приезжают на занятия издалека, в самом Малоярославце живут только 3-4 человека. В следующем году нашему коллективу исполняется 10 лет.

Как вы подбираете свой репертуар?

Мы ездили в экспедицию, когда изучали знаменный распев. Посещали Керженские скиты в Нижегородской области, которые были разрушены в XVIII в., общались со старообрядцами. А казачьему пению мы учились, в основном, по записям В.Н. Скунцева.  Участвовали в мастер-классах на базе его ансамбля, учились понимать, что звучит хорошо и что плохо.

Так как мы церковный хор и всегда любили древнерусскую культуру, то нам хотелось исполнять казачьи песни в соответствии с подлинным, природным звучанием,  без стилизованного налета.

В нашем ансамбле половина музыкантов. Мы много всего слушали, в том числе известный Кубанский казачий хор. А потом узнали, что есть фольклорные казачьи хоры, которые исполняют свои песни в аутентичном виде, занимаются реконструкцией старых записей. И там совсем другие законы жанра. Это сильно отличается от того, что делает Кубанский казачий хор, который очень популярен, активно гастролирует и собирает залы.

Ансамбль «Карижа» не зарабатывает себе на жизнь исполнительством, не дает платных концертов, поет для себя.  Мы делаем то, что нам нравится – занимаемся исполнением песен казаков России в традиционной фольклорной манере, используем народные инструменты: баян, гармонь, балалайку, гитару, донской казачий рылей, гусли, строевой барабан и бубен. На конкурсе «Казачий круг» в   Коломне тоже были коллективы, которые стараются петь в традиции.  Например, московские ансамбли «Казачья станица» и «Сокол», и еще несколько коллективов.

В нашем городе главная тема исторического прошлого – война 1812 года. Именно о Малоярославец Наполеон споткнулся во время массовых боев. После битвы под Бородино он пошел дальше, а после сражения у Малоярославца сломался и не пошел на Калугу. Восемь раз за ту ночь город переходил из рук в руки, и в итоге Наполеон развернулся и пошел обратно. С тех пор сохранилась фраза: «От Карижи до Парижа гнали мы француза». Этот как раз про наше село, нашу церковь, погост.

Мы не стали уходить так далеко в аутентику и одеваться в папахи и кушаки, как казаки в 1812 году.

78

Насколько сложно перенести аутентику на сцену? Ведь в этот момент начинают работать иные законы жанра.

На своем мастер-классе руководитель хора имени Пятницкого А.А. Пермякова сказала, что очень важно не ошибиться с репертуаром, различать песни подходящие для сцены и не очень.  Можно хорошо подготовить традиционный репертуар, но скорее всего он не будет оценен зрителями в неестественной для бытового пения обстановке. 

Изначально мы все исполняем без нот, по записям. Принципиально не поем по уже изданным партитурам, разложенным на 2-3 голоса. Знатоки объяснили нам: чтобы быть достоверными, петь нужно с голоса, с традиционных записей или с ансамблей, которые поддерживают традиции. Прослушать сто раз, пытаться услышать все эти голоса, а потом разложить на свой состав и петь. Мы до сих пор продолжаем учиться.  Сейчас нас привлекают более сложные песни, на которые мы раньше даже не обращали внимания.

Почему для конкурса Вы выбрали именно такие песни?

В казачье пение мы стараемся перенести суть любимого нами знаменного распева, чтобы не было академизма, фальши, искусственности, стремления угодить публике.  В мужском исполнении он звучит сурово, в нем проявляется богатырская сила, дух Святой Руси времен Средневековья.  

Для конкурсов такого уровня как «Казачий круг» мы берем песни в традиционной манере, но все же более понятные неподготовленному к аутентичному звучанию зрителю. Выбирая произведения  на конкурс, нам хотелось, чтобы в них была красота, передавался казачий дух. Так,  например, в нашей программе есть  яркая, хорошо слушаемая, но сложная по исполнению песня «Не по морю». К песне «Полно нам, братцы, крушиться» мы не знали вначале, как и подступиться. В ней нет четкого размера, запева и припева. Это одна из тех редких песен, которая заставляет основательно потрудиться, но затем впечатляет и исполнителей, и слушателей.

56

Выходя на сцену, вы обращаете внимание на  актерскую сторону исполнения?

В нашем творчестве проявление актерского мастерства, о котором говорила на своем мастер-классе А.А. Пермякова, уместно, но только частично. В каждом выступлении необходима какая-то доля режиссуры, «поставленности».  В основном это касается зачина, общего настроя в преподнесении материала, концовки программы.  А так пусть все идет в первозданном виде. Если внести какую-то долю искусственности, фальши, то это уже не будет аутентика, не будет духа этой песни, она потеряется.  Все это моментально чувствуется. Люди ведь не просто так подходят к нам и благодарят за выступление.

Если песня плясовая, мы должны чувствовать ее пульсацию, и наша мимика должна быть соответствующей содержанию, жанру. Если мы поем историческую песню или духовный стих, то тут по-другому – сдержаннее, строже, повествовательнее.

Насколько казачья культура присутствует в вашей повседневной жизни вне выступлений?

Казачья культура для нас не отдельные эпизоды, это наша повседневная жизнь. У участников нашего ансамбля много детей, воспитание которых мы стараемся выстраивать на казачьих образцах, формируем казачий характер, особый дух.  Парням мы не говорим «богатырь», а говорим «казак», а девочкам, девушкам  – «казачка». Вкладываем в эти слова такой смысл, что в человеке должны быть сила, порядочность, христианская вера.

Для нас казачья культура – это, прежде всего, православный дух, сохранение православной культуры и веры, особого уклада жизни. Изначально все участники ансамбля «Карижа» пришли в храм. Поэтому для нас казачество проявляется в соблюдении постов, отмечании православных и казачьих праздников.

Мы водим детей в походы, возим на шермиции на Дон, где местные казаки устраивают примерные бои на праздниках. Регулярно ездим семьями в те края, чтобы узнать, прочувствовать, как, в какой среде формировалась эта своеобразная культура. Таким образом, сведения о казачьих героях, народных обычаях и праздниках передаются нашим детям естественным путем.    
 
казачатаказачата1казачата3казачата2

У вашего коллектива есть детский ансамбль- спутник…

У нас есть детский ансамбль «Казачата», который существует с 2009 года. В Калужской области это единственный детский коллектив казачьей песни. В нем занимаются только мальчики, около 20 человек.  Два участника из этого ансамбля уже выросли и теперь поют взрослые песни вместе с нами, в основном коллективе. 

Год назад, на областном фольклорном конкурсе в г. Белоусово Калужской области, выступление «Казачат»  увидел  П.А. Сорокин,  где он работал в жюри. Его впечатлило,  как ребята вышли  большим составом, в гимнастерках и спели «Шли два брата с турецкого фронта».  Петр Алексеевич спросил: «Что вы им даете такие взрослые минорные песни? Нет ли чего-то  более детского?». А наши ребята хотят петь только такое и словно взрослеют, исполняя серьезный  репертуар. Они готовы к значительным темам,  и через эти песни приобщаются к отечественной истории. А насчет других песен наши мальчишки говорят: «Пусть их девочки поют!».

Изначально в ансамбле «Казачата» всё было добровольно-принудительно.  Я преподаю классическую гитару в Малоярославецкой детской школе искусств (ДШИ). А на ней сейчас хотят научиться играть большинство мальчиков. Кто приходит ко мне обучаться, я сразу ставлю условие родителям, - обязательно петь казачьи песни в моем хоре. Как правило, не все дети  востребованы, петь не умеют, в ноты не попадают. Мальчики интонируют хуже  девочек. Спустя год , после занятий по два раза в неделю, они начинают попадать в ноты.  Посещая мои занятия в течении семи лет, мальчики многое узнают о казачьем быте, приобщаются к замечательным  культурным традициям. Это так необходимо в наше время. 

В 2013 году «Казачата» произвели большое впечатление на областном фольклорном конкурсе «Казачий круг», где  получили Диплом I степени. Один из членов жюри сказал, что,  если хотя бы три человека из детского ансамбля останутся в этом жанре, когда подрастут, то это будет большая победа.

Что для вас самое трудное в творческом, исполнительском процессе?

Мы учимся танцевать, и этот процесс сейчас для нас самый трудный, потому что начинать приходилось с нуля. На конкурсе «Казачий круг» выступали ансамбли, которые умеют это делать достойно. Мы бы тоже хотели освоить именно традиционный пляс. Иногда получается так запеть на сцене, что ноги сами просятся в пляс, но в нем мы пока многого не умеем.

Танцевать мы учились не у профессиональных хореографов, а у бабушек и дедушек во время этнографических экспедиций. Изучением народной хореографии занимались в 90-е годы и сейчас занимаемся, в том числе и у нас, в Калужской области. Старики рассказывают, как женились и замуж выходили, что было можно и нельзя, как следили за девками и за парнями, как вечёрки проходили, хороводы показывают и танцевальные движения. 

У нас нет постановочной хореографии. Как нам многие говорили, на конкурсе в Коломне мы были едва ли не единственным ансамблем, который естественно вышел и спел просто, без всякого пафоса. Мы думали, что этого не видно и что здесь должна быть совсем другая сценическая подача.  Но   оказалось, что мы все сделали правильно, - это был своеобразный взлет для нас.

34

Много еще носителей традиций осталось в ваших краях?

Носителей осталось немного, но наши специалисты постоянно ездят в экспедиции в соседние области, на Дон и в Краснодарский край. Правда сейчас говорят, что весь фольклор сосредоточен в Москве. Солидный пласт казачьей певческой культуры сохранил ансамбль «Казачий круг», который начал записывать народных исполнителей лет 20-30 назад, делился этими записями с другими коллективами. Появились ансамбли, которые все исполняют под «минус» или даже под плюсовую фонограмму. Материал берут казачий, а формат получается другой – по сути это уже эстрадная песня.

Может быть это происходит из-за того, что пытаются привлечь к казачьей культуре массового зрителя?

Таким образом пытаются опустить уровень культуры до любого зрителя, а нам надо наоборот поднять этот уровень, воспитывать художественный вкус аудитории. Чтобы сделать это грамотно, мы выбираем яркое, доступное для восприятия, но и не совсем простое произведение и показываем, как оно может прозвучать. Нам кажется: если нас оно привлекло, то не должно оставить равнодушной и публику. Конечно, непосредственная реакция публики важна, она не должна остаться безразличной. И все же не сразу бывает понятно, находит ли песня отклик у всей массы слушателей, - это не просто. Дети могут все это воспринимать по-другому.

Вы считаетесь суперзвездами в Малоярославце?

Мы там хорошо известны, - так можно сказать. Говорят, что у «Казачат» и «Карижи» достойный, профессиональный уровень, но мы не особо востребованы у себя. Да и финансовая поддержка оставляет желать лучшего. Молимся, когда бывает трудно, с Божьей помощью вытягиваем друг друга.

И все же, на какие средства вы ездите на фестивали и конкурсы?

Поскольку ансамбль «Казачата» относится к музыкальной школе, то чаще всего школьная администрация и помогает с музыкальными инструментами, оплачивает дорогу. А ансамблю «Карижа» средства на дорогу в этот раз выделило наше казачье общество «Хутор Малоярославецкий».

1415

Какие фестивали и концерты стали самыми значимыми для «Карижи»?

В 2011 году мы участвовали в концерте, посвящённом двухсотлетию Кубанского казачьего хора. Он проходил в Москве, в Международном Доме Музыки. В 2013 году ансамбль стал дипломантом Всероссийского конкурса «Казачий круг». В этом же году мы были приглашены для участия в большом московском концерте, посвящённом 400-летию Дома Романовых. В 2012 году получили звание лауреата на межрегиональном фестивале «12 жемчужин» в г. Ульяновске. Дважды были участниками Международного фестиваля «Казачья станица» в Москве, где тоже одержали победу. В 2014 году стали лауреатами конкурса хоровых коллективов «Москва — город мира». А через год «Карижу» пригласили для участия в торжественном открытии 1-го большого Круга Союза Казаков Воинов России и Зарубежья (СКВРиЗ). В прошлом году наш ансамбль дважды брал Гран-при областных конкурсов казачьей песни, стал лауреатом Всероссийского конкурса исполнителей народной песни «Голоса России» в Смоленске.


Какие впечатления остались от прошедшего фестиваля? Как вы отреагировали на полученную награду?

Когда мы выступили на конкурсе и посмотрели выступления участников в первом отделении, нам казалось, что в тройку войдем. А ближе к вечеру, после прослушивания второго отделения засомневались, что нам вообще что-то светит. Об успешности выступлений мы судили по реакции публики в зале. Некоторым ансамблям свистели и кричали: «Любо!», а когда мы выступили, нам просто поаплодировали, и мы даже расстроились. На других фестивалях очень часто при выборе победителей члены жюри говорят: «Вы видели, как зал реагировал, мы не могли не дать высокую оценку после такой реакции». А в Коломне зал отозвался на наше выступление сдержанно. Несколько ободрило лишь то, что председатель жюри А.А. Пермякова стала аплодировать нам после первой нашей песни.

После прослушивания позвонил настоятель нашего храма, который благословил нас на участие в конкурсе - мы же поем в церковном хоре. Повезло, что удалось найти подмену на время праздника Преображения Господня. Мы ему сказали о своих сомнениях, на что он ответил: «Попереживать неплохо, чтобы не зазнавались. А то привыкли постоянно побеждать, так хоть посмотрите на других, поучитесь».

И только на репетиции заключительного концерта, когда нам предложили самим решить, как подать свою программу, что использовать для оформления, появилась тайная мысль, что мы все-таки победили.

Всем участникам запомнилась вечерка после конкурсного прослушивания. Она оказалась близкой к исконной традиции и напомнила сбор в степи или в лесу, за общим казаном у костра. Около 50 человек встали в круг, пели свои казачьи песни, танцевали кадрили под гармошку. Было невероятное чувство единения и счастья.

Мы конечно рады, что готовились к конкурсу не напрасно. Был оценен наш выбор репертуара, само выступление. Осталось чувство удовлетворения и благодарности организаторам, зрителям, которых пришло так много, чтобы увидеть, услышать исполнителей казачьего фольклора из разных территорий России. Главное, что наше творчество привлекает детей и молодежь, что живут казачьи традиции.

1210


                                              Благодарим за дополнительные фотографии фольклорный казачий ансамбль "Карижа"



Адрес: Москва 101000, Сверчков переулок, дом 8, стр. 3
Телефон: (495) 628-40-87, факс: (495) 624-25-53
Электронная почта: grdnt@rusfolk.ru

Мы в социальных сетях:


Центр культуры народов России Живые традиции народов России ВКонтакте В Твиттере

Государственный Российский Дом народного творчества
© 2003-2017

о ГРДНТ Министерство культуры Российской Федерации